Štai mūsų gero draugo Aleksejaus Popovo prisiminimai kaip į Latviją atkeliavo šis nuostabus motociklas:
Моему другу Нормунду сейчас 27 лет и больше десяти из них он мечтал о мотоцикле, которого живьём даже и не видел, но «заболел» им сразу и навсегда, увидев его на фото, ибо трудно представить мотофаната, которого хоть как-то не зацепит красота этой, выпущенной более чем 50 лет назад, машины. Любой уважающий себя европейский музей считает делом чести иметь эту машину в своей коллекции наряду с Megola, Ner-a-car и Mars. Зовут её JAWA 500 OHC.
У Нормунда за плечами реставрация около трёх десятков мотоциклов. Семь лет назад он отреставрировал свою JAWA 360 c коляской и прицепом, но мечта найти 500-ку оставалась.
Нельзя сказать, что поиски машины были лёгкими, несмотря на то что эти машины изредка выставляются на продажу, приобрести её оказалось совсем непросто. Два года назад, весной на олдтаймер базаре в Германии в Людвигсхафене, ко мне подошёл знакомый антикварщик, и, абсолютно не зная о наших поисках 500-ки, уже в конце разговора спросил как мне понравилась продающаяся ЯВА 500. Честно сказать, я всегда считал, что умею видеть на базарах почти всё, но здесь получилось так, что вопрос застал меня врасплох, я действительно не увидел эту машину. Немедленно отправившись в указанный угол базара, я понял почему эта машина не бросилась мне в глаза, продавец убрал её от накрапывающего дождичка под навес, при этом повернув «избушку к лесу передом» и соответственно ко мне... Вот и прошёл мимо не заметив. Ну базар есть базар, я конечно начал не с торгов за мотоцикл, ,а увидев стенд с фибровыми шайбами-прокладками, сначала завёл разговор о них и, купив несколько комплектов, перевёл разговор на ЯВУ. Продавец – немец, рассказал что машина была привезена его другом в 2003 году из Чехии, пару лет он её пытался реставрировать, а сейчас продаёт. Немного поторговавшись и сбросив цену на 500 ЕВРО, я радостно покатил приобретение к своему месту.
Через пару дней машина приехала в Ригу. Радость будущего хозяина была как бы помягче сказать, огромна. (Čia turiu paminėti, kad tikrai lengvai išsireiškė, kaip Normundas man sake: elgiausi tą dieną kaip mažas vaikas
)
На первый взгляд, комплектность была неплохой, но когда начали подробнее рассматривать и сравнивать с каталогом, список «потерь» оказался довольно внушительным. Отсутствовали родные оптика фары, оба щитка цепи, сидение, вся выхлопная система, задний опорный щит, водительские подножки, руль и масса мелочей.
Машину завели, потом, правда, несколько дней ушло на устранение массы проблем и проблемок, как то: отсутствие прокладок где они нужны были, выстановка зажигания, регулировки клапанов, карбюратора и пр. Решили откататать сезон 2008 так как есть, а осенью занятся полной реставрацией.