Oldtimers forumas

Senovinių transporto priemonių gerbėjai
Dabar yra 2024 Bal 28 Sek, 1:05

Visos datos yra UTC + 2 valandos






Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
Autorius Žinutė
 Pranešimo tema: turbo :)
StandartinėParašytas: 2005 Kov 17 Ket, 16:35 
Atsijungęs
Forumietis
Forumietis

Užsiregistravo: 2004 Vas 20 Pen, 10:31
Pranešimai: 2038
Miestas: Vilnius
В наше сложное время все чаще перед СААБерами встает ребром вопрос: почему СААБ не саабит, крокодил не крокодилит, турба не турбит в конце концов? Помимо очевидного ухудшения динамики, обычно при этом стрелка APC на панели приборов не выходит за пределы желтой зоны.

В таких случаях мастеровые, не желая особо копаться в начинке летательного аппарата (ибо считают это делом мало прибыльным) частенько начинают гневно потрясать кулачками в сторону турбины, предвкушая легкую наживу в виде агрегатной замены. В ход идут всякие “лестные” предложения типа “ща махнем да и проверим заодно”. В голове же мечущегося в поисках истины СААБера после подобных разговоров начинают всплывать круглые цифры по ремонту $400-500 или замене турбины $1000-1500 (цены приведены весьма ориентировочно без учета работ снять/поставить, и вообще ремонт турбины – вопрос довольно сложный). А между тем, все дело может быть и не в гравицапе (читай - турбине). Тем более, что турбина обычно приходит в упадок постепенно, по мере износа или закоксовывания подшипников. Поэтому проницательный СААБер должен сохранять хладнокровие и для начала осуществить предварительную проверку устройств, которые могут влиять на работу турбины, коих, кстати, в приличном пепелаце насчитывается немало.

Итак, для начала вкратце общие принципы “турбления турбы” и работы APC.

Пусть АРС нет (пока). Едем себе по рулежке, почти холостые, дроссель закрыт, турбинка еле шевелится, давления во впуске нет, тишина, сиди кури. Но как приходит время пульнуть, тут уж давим тапку в пол, после чего:
1. Компьютер впрыска (ECU Electronic Control Unit, он же “мозги”) по положению дросселя (хотя и не только) соображает про себя, а блин, оченна надо дровишек в котел подбросить и увеличивает длительность импульсов на форсунки впрыска (в механическом впрыске регулятор увеличивает давление топлива).
2. Т.к. дроссель открылся, в цилиндры помимо бОльшего количества чистейшего авиационного керосина к тому же задуло больше воздуха. Мотор закрутился чаще, выхлоп пошел сильнее, раскрутил турбу, она ожила и давай пихать воздух во впускной коллектор, что вызывает соответственно дальнейшее повышение давления в выпускном коллекторе, что дает еще больше во впуск, а оно еще больше в выпуск и т.д. Короче если это дело не остановить насильно (ибо тапку-то с педали мы не думаем снимать), мотору каюк. Накачаем цилиндры так, что клапана через капот вылетят. Тут-то wastegate девайс (клапан сброса давления, то биш) встает с шашкой наперевес и со словами вроде “а не фига так давить тута” пускает часть давления в обход турбы, сбрасывая таким образом давление во впуске до базового (basic boost pressure), что сразу на давлении выпуска сказывается, турбинка перестает раскручиваться ну и все обратно пошло. Сплошная механика, нет тут ни одного п-н-п перехода в помине, и об электронных мозгах и речи нет (это к тому, что в нашем случае компьютер впрыска вряд ли может быть причиной “нетурбления” и сама по себе замена компьютера на турбину вряд ли повлияет). Базовое давление наддува настраивается штоком с гайкой на wastegate и может быть измерено спец. манометром (по науке делается на ходу, а не на холостых, но об этом ниже). А если базовое давление низкое, то wastegate просто сразу все давление мимо сливает, турба отдыхает. Wastegate закреплен на турбине и похож на вакуумный корректор трамблера. Выходящий из него шток связан с перепускным клапаном.
Кроме того, рядом с турбиной расположен часто упоминаемый в качестве подозреваемого байпасный клапан (by-pass valve), который на самом деле защищает турбину от ударных воздействий при резком закрытии дросселя. Иными словами, дуем мы значит на всех парах, а тут откуда ни возьмись стройная лань выбегает наперерез. Животинку жалко, тут уж тапкой надо бить по тормозам, дроссель бросаем, не до него. Но турба-то раскручена. А куда гонимым турбиной парам деваться в герметичном впускном коллекторе? Некуда. Вот они и шарахаются лбом об закрытую дроссельную заслонку, отскакивают от нее и обратно начинают ломиться, нападают на крыльчатку турбины и давай душить ее обороты. Турба в шоке, а мотор от энтого дела начинает фыркать, трястись и отбрыкиваться. Супротив такого вреда by pass и изобрели в качестве запасного выхода для пара, так сказать. По уму байпас, глядя, что за дросселем разрежение появилось (т.е. гашетка прикрылась), сбрасывает излишнее давление наддува, предохраняя крыльчатку от ударных воздействий. Таким образом, исправный байпас работает только при сбросе газа и не влияет на динамику разгона.
Для элементарной проверки байпасного клапана отсоединяют от впускного коллектора вакуумную трубку, соединяющую клапан с задроссельным пространством, и подают в трубку разрежение. Если разрежение не удерживается, значит диафрагма клапана повреждена. Неисправный клапан вызывает дерганье при открытии дросселя и издает гудящий звук (недаром клапан еще называют hooter valve.
3. Теперь подключаем АРС (Automatic Performance Control). Система позволяет снять с мотора максимальный перфоманс (читай-мощность) для бензина различного качества (т.е. в зависимости от детонационной стойкости топлива) путем регулирования давления наддува. Другими словами APC повышает давление наддува до момента появления детонации топливной смеси в цилиндрах. Эта гадина имеет свои мозги (блок управления) и датчики (давления, детонации, максимального давления), а занимается тем, что дурит wastegate натурально. Пока детонации нет эта APC давление в обход wastegate пускает с помощью соленоидного клапана (в 900х расположен над радиатором, к нему идут три вакуумные трубки и два эл.провода). Ничего не подозревающий wastegate думает себе о своем, мечтает, шашку зачехлил, а во впуске на самом-то деле давление все нарастает, турба свистит як соловей, горизонт на капот наезжает. Тут максимальное давление наддува и наступает (тоже кстати измеряется, и если АРС в норме, а разница с базовым не велика, тогда уж только на саму турбину можно наезжать). Все в панике, что делать? Тут датчик детонации (работает как микрофон на впускном коллекторе) врывается с пеной у рта, документы на стол к блоку управления АРС шварк, напряжение генерит на контактах, я грит оглох уже от ударных волн. АРС деваться некуда, раз такая засада-я грит сматываюсь, и дурилку-соленоид закрывает. Ну тут wastegate опять очухался, с шашкой выбегает и давай давление гасить. Так они за максимальное давление и борются, обеспечивая перфоманс на должном уровне. Такие вот интриги внутри наших моторов разворачиваются.

toliau, rimti duomenys, tai ju jau neminesiu...


Dalintis: Dalintis Facebook
Į viršų
 Aprašymas  
Atsakyti cituojant  
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 

Visos datos yra UTC + 2 valandos




Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 24 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume Patvirtinkite tapatybę
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume Patvirtinkite tapatybę
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  




Hey.lt - Nemokamas lankytojų skaitliukas

 Paskutinės sukurtos temos 
Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų turejau svecia

zazrali » 2023 Spa 07 Šeš, 21:26

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų stai ka as sugalvojau

zazrali » 2022 Lie 19 Ant, 19:20

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų istrauka is m 402 knygutes 1957 metu

zazrali » 2022 Rgp 10 Tre, 19:48

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų 2022 metu sezono pradzia

zazrali » 2022 Geg 11 Tre, 17:41

Ši tema užrakinta, jūs negalite redaguoti pranešimų arba atsakinėti į juos. Kas yra alyvos filtras

Pozityvus » 2022 Vas 20 Sek, 9:50

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų KET pazeidimas ar nelabai ?

Alexx » 2022 Vas 15 Ant, 8:31

Naujų pranešimų nėra mano ideja ,gal kam pravers

zazrali » 2021 Rgs 09 Ket, 18:08

Naujų pranešimų nėra zaz-965 su paaiskinimais zazrali-o

zazrali » 2021 Kov 18 Ket, 20:36

Naujų pranešimų nėra Buna ir tep

m105 » 2021 Geg 10 Pir, 14:45

Naujų pranešimų nėra gaz-21 turetojams

zazrali » 2021 Bal 04 Sek, 20:11


 Paskutinės aktyvios temos 
Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų turejau svecia

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2024 Vas 21 Tre, 15:05

terensweb Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų stai ka as sugalvojau

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2023 Rgs 18 Pir, 14:31

terensweb Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų Savotiškai ...

[ Eiti į: 1 ... 57, 58, 59 ]

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2023 Rgp 28 Pir, 13:46

terensweb Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų istrauka is m 402 knygutes 1957 metu

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2022 Rgp 10 Tre, 22:22

Raimis Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų 2022 metu sezono pradzia

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2022 Geg 11 Tre, 17:41

zazrali Peržiūrėti naujausius pranešimus

Ši tema užrakinta, jūs negalite redaguoti pranešimų arba atsakinėti į juos. Kas yra alyvos filtras

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2022 Vas 20 Sek, 9:50

Pozityvus Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Tema turi prikabintų failų KET pazeidimas ar nelabai ?

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2022 Vas 17 Ket, 22:41

mokinuks Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra mano ideja ,gal kam pravers

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2021 Spa 15 Pen, 6:50

m105 Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra zaz-965 su paaiskinimais zazrali-o

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2021 Bir 20 Sek, 17:39

gincee Peržiūrėti naujausius pranešimus

Naujų pranešimų nėra Buna ir tep

forume Įvairenybės

Paskutinis pranešimas:

2021 Geg 10 Pir, 14:45

m105 Peržiūrėti naujausius pranešimus



Įvairiais klausimais rašykite forumo administracijai į

Oldtimers administracija


Į viršų