Visiškai teisingai, tačiau ir tas gali nepadėti tolesnėje ekspoatacijoje. Dėl didesnių apsukų gali nelaikyti ir perkaitę "prasisukti" indeklai, lūžti švaistikliai ir dar bala žino kas...
Коленчатый вал является одной из наиболее от¬ветственных и наиболее сложных в конструктивном и производственном отношении деталей двигателя. Недо¬статочная надежность коленчатого вала, как правило, служит причиной повышенных износов и сокращения срока службы двигателя. От прочности коленчатого вала во многом зависит возможность форсировки дви¬гателя.
Исходя из условий работы двигателя к конструкции коленчатого вала предъявляют следующие требования:
219
статическая и динамическая уравновешенность; проч¬ность, жесткость и износостойкость шеек вала; отсут¬ствие опасных резонансных колебаний; обтекаемость форм; высокая точность изготовления и обработки; воз¬можно малая масса.
Двигатель М-412 имеет некоторое предрасположение к возникновению крутильных колебаний, может быть, из-за того, что передний конец коленчатого вала не¬сколько перегружен. Здесь приводы масляного насоса, распределителя и распределительного вала, всей си¬стемы газораспределения, водяного насоса с вентилято¬ром, генератора. Конструкторы предполагают, что имен¬но с этим связан и относительно небольшой срок служ¬бы распределителя при предельных нагрузках на дви¬гатель. Действительно, в условиях автомобильных со¬ревнований распределитель приходится менять через каждые 8—10 тыс. км пробега, но это не является «криминалом», так как опыт эксплуатации стандартных и форсированных двигателей с обычными нагрузками позволяет утверждать, что в этих условиях срок службы распределителя соответствует пробегу в 100 тыс. км и более. Других последствий резонансных крутильных колебаний не обнаружено. В таком случае имеет смысл эксперимент со снятием противовесов с коленча¬того вала для уменьшения его массы в целях увеличения мощностных показателей при переходных режимах (рис. 23). В настоящее время можно считать, что колен¬чатые валы с обрезанными противовесами, облегченные на 2,5 кг для ВАЗа и 6,0 кг для М-412, по сравнению со стандартными вполне работоспособны и дают эффект в улучшении динамики автомобиля. Срезать противове¬сы можно на обычном фрезерном станке с обязатель¬ной динамической балансировкой перед установкой ко¬ленчатого вала в двигатель. Перед обработкой колен¬чатого вала или перед его монтажом обязательно про¬водится обмер диаметров шатунных и коренных шеек микрометром.
Кстати, в литературе имеются сведения, что при под¬готовке спортивного автомобиля BMW-1800 на некото¬рых образцах двигателей устанавливаются коленчатые валы без противовесов.