virgas rašė:Dyzeli, čia labai neįtikinanti rusų versija.......
Pasistenksiu surasti medziaga, pagal kuria rasiau diplomini darba. Neturejau galimybes patikrinti kiek ten buvo tiesos.
Nepamenu ar pagal si straipsni, bet idedu truputi istorijos rusu kalba :
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода.
До Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. масштабы производства мотоциклов в СССР были скромными (в 1940 году было произведено 6800 штук). Выпуск мотоциклетной техники осуществлялся неспециализированными предприятиями. Первым заводом, изначально специализированным на производство только мотоциклов, стал ирбитскиий.
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось секретное совещание, посвященное выбору модели мотоцикла для Вооруженных Сил. После сравнения образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу BMW-R71, стоявший на вооружении немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки BMW закупили в Швеции. Специалисты-технологи исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления и решили делать все так, как сделано на заводе BMW, за исключением электрической схемы. Для производства мотоциклов, получивших марку М-72, предусматривалась широкая кооперация предприятий. Так, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры завода им.Коммунистического Интернационала молодежи (нынешний АЗЛК). Выпуск колясок и карданов поручили ГАЗу, фары заказали в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1; кроме них было задействовано еще насколько предприятий в разных городах СССР. Ранней весной 1941 года опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии. Было принято решение об их массовом производстве. После начала Великой Отечественной Войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. Но наступление немецких войск было более стремительным: 20 октября 1941 года в Москве было объявлено осадное положение и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов ЗИСа и КИМа на Урал в город Ирбит. В Ирбит также были отправлены специалисты из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 года. Урал встретил прибывающих 30-градусным морозом...
Разместился завод, который с этого времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего пивоваренного завода. В наследство ИМЗ достались: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоколейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и другие, вся механизация состояла из 2 тракторов на гусеничном ходу и 6 машин. Несмотря на все трудности, 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 с двигателями, привезенными из Москвы. Всего за один год на фронт было отправлено 9799 мотоциклов. В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования было сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ пришла телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
После войны, в 1947 году был разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную реконструкцию и вместо 4 - 5 тысяч выпускать 20 тысяч мотоциклов в год. Развитие завода приняло такие темпы, что уже в 1950 году с конвейера сошел 30-тысячный мотоцикл, что стало большим событием в жизни завода. Еще через четыре года перед ИМЗ была поставлена задача: перейти на выпуск 30.000 мотоциклов в год. В 1953 году началась поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в развивающиеся страны и государства Восточной Европы. Подавляющее большинство мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70 - 80-е годы. С распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко сузился. Но с конца 80-х годов начались регулярные поставки ирбитских мотоциклов во Францию, Испанию, Швецию, Голландию, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и другие страны. Здесь "Уралы" покупают обычные люди - врачи, инженеры, юристы и т.д., так как они по оценке немецкой компании "Иван Байке", дешевле "Харлей-Дэвидсонов" и позволяют сильнее выделиться, чем последние. "Уралы" попадаются на глаза все чаще и чаще...
Mob. 8 650 88 526
Kaunas